В Антверпене (Алмазный квартал) располагается более 1,5 тысячи мастерских и лавок по изготовлению и огранке этого ценного минерала, штаб-квартиры современных известных корпораций, четыре алмазные биржи, Музей Алмазов, вблизи которого расположен вокзал, удивительный по своей красоте.
Кроме дома-музея Рубенса, выполненного в стиле итальянского палаццо, где хранится 10 его работ, на Хрунплац располагается памятник Петеру Паулю. Вблизи также находится Дом Йорданса, который был учеником Рубенса, где он прожил в течение нескольких лет. Церковь Святого Якоба расположена за Ратушей, в которой хранится прах Рубенса. Это место является обязательным для посещения.
Знаменитый готический собор Богоматери имеет 123-метровую башню и является самым большим в стране. Также этот храм носит название собор Пресвятой девы Марии. Он пережил долгострой и пожары, в нем на настоящий момент хранятся такие шедевры Рубенса, как «Воздвижение креста» и «Снятие креста».
Также следует посмотреть дом Рококса, расположенный на Кайзерcтраат, где помимо картин Рубенса располагается коллекция полотен Ван Дейка, Матейса и Брейгеля-младшего. Если еще хватит сил на то, чтобы посмотреть «рубенсовский Антверпен», посетите церковь Святого Карла, которая является одним из барочных храмов, которых в Бельгии не так много. Эта церковь была построена в 1621 году иезуитами по проекту Рубенса. Главный интерес также представляют ризница, крипта и росписи сводов.
Весь город разделен на 2 части: современный Антверпен (левый берег Шельды) и правый город, находящийся на правом берегу реки. Следует отметить такую городскую особенность, как замена мостов туннелями, которые пролегают под Шельдой, что может создать трудности при передвижении. Поэтому следует путешествовать только в составе групп!
Антверпен, по сравнению с Брюгге, — это не город-памятник, построенный в одном стиле. Здесь совмещается готика и здания, построенные в духе Ренессанса, классицизма, барокко, арт-нуво, рококо. Наиболее ярким примером является Ратуша, расположенная на Гроте Маркт. Она была построена в середине 16 века. Ее центральная вертикальная часть, совмещенная с горизонтальным членением, выступает в качестве образца фламандского Ренессанса и отлично гармонирует с готическими зданиями Гильдий и Цехов, находящихся рядом и восстановленных уже в 20 веке в неоготическом стиле. Фонтан, расположенный на этой же площади, 1887 года, был изготовлен в честь освободителя Антверпена — мальчика Брабо.
Как повествует легенда, в то время на месте расположения города находился замок Друона Антигона. Антигон обложил огромной данью мореходов и окрестных жителей. Наказанием за неоплату налога являлось отрубание руки. Но как-то раз нашелся смелый юноша по имени Сильвио Брабо, отрубивший руку великану и забросивший ее в реку. С того времени построенный здесь город носит название Антверпен («ант» означает рука, «верпен» переводится как бросать).
На улице Мейр также возвышается современный памятник, посвещенный «освобожденной руке». Он является очень популярным для туристов, окружен зданиями в духе рококо, где в настоящее время находятся различные бутики. Этот город также прекрасен, как и его фламандские собратья, построенные еще в средневековье. Разве что больше развернут в направлении бизнеса и торговли. В его кривых лабиринтных улочках сконцентрировано огромное количество зданий, которые когда-то принадлежали гильдиям и цехам, и сохранили свои прежние названия.
К примеру, Дом Мясников, расположенный рядом со старинной набережной, представляет собой сооружение в позднем готическом стиле, возведенное по проекту Вагермакере, выступающего крупнейшим архитектором 16 века. Чередование белого и красного песчаника олицетворяет собой слои сала и мяса в тушах. Внизу проходила торговля, а наверху здания проходили заседания правления цеха. В настоящий момент в здании Дома Мясников находится Музей археологии и прикладных искусств.
Таким образом, этот город совмещает в себе и статус алмазной столицы, и является городом Высокой Моды (занимает одно из первых мет в модельном бизнесе), и Меккой фламандской живописи (обязательно посетите Королевский Музей изящных искусств, в котором имеется множество картин фламандских художников), и центром шоппинга Западной Европы. Особенно привлекателен ночной Антверпен, который в это время суток становится совсем непохожим на своего прежнего тёзку, существовавшего в древности (поражает обилие клубов, наисовременнейшего центра боулинга, ресторанов).
Также он выступает городом-рынком (очень популярны антикварный и птичий рынки). Разгадка этого таинственного года кроется в различии его исторических эпох, архитектурных стилей и интересов самых различных слоев общества. Не зря Антверпен неофициально носит имя Маленький Париж!
Экскурсия пешеходная. Продолжительность экскурсии — около 2,5 часов (с посещением дома-музея Рубенса — около 3-3,5 часов).