В чутком и красивом Делфте каждый камень помнит о своём прошлом. Не так уж много городов в королевстве Нидерланды, которые могли бы похвастаться этим. Делфт – это историческая формула, перемножающая архитектуру соборов на художественный образ страны. Ведь именно это небо с напоенными влагой облаками над Делфтом обессмертил в своей картине непревзойденный мастер Иоханнес Вермеер, живший на Ауде Лангендейк в квартале папистов.
Почти все персонажи 36-ти картин Вермеера пересекали вдоль и поперёк Ратушную площадь, окаймлённую уютными домиками в 2-3 этажа, и где, как некая суровая вертикаль до реформационного времени, возвышается 2-ая по высоте в Голландии серая колокольня Новой Церкви. Именно в крипте этой церкви захоронены все принцы Оранскиеи впоследствии короли Нидерландов с их супругами, в том числе и Анна Павловна Романова – дочь русского царя Павла 1-го и супруга Вильгельма Второго.
Мимо мясного рынка и здании Весовой мы пройдём по самому длинному мосту в королевстве к дому Антонио Ван Левегука, изобретателя микроскопа, а при жизни, известного как торговца тканями. Не сыщешь, пожалуй, более спокойного места в городе, как канал Ауде Лангендейк с его тёмными водами, особенно ближе к вечеру, когда «вечно вчерашний день» заворачивается в нежные сумерки. Завершает нашу прогулку по Делфту бывшая резиденция принца Вильгельма Оранского, прозванного Молчаливым, и великолепный монастырский сад, находящийся по соседству.
Гаага, в отличие от Делфта, расположилась на холмах и своими современными зданиями-министерствами видна уже издали. Это самый буржуазный город в Нидерландах на протяжении последних двух веков был резиденцией голландских монархов, и по своей архитектуре и стилевой аранжировки(разумеется, в старой части) выделяется помпезностью фасадов и продуманной эклектичностью. Выросший из охотничьего замка, построенного в 1247 году, этот город очень удачно расположился на холмах и сохранил значительную часть лесного массива, органично сочетая идею пригорода и пестроту городских кварталов.
Множество факторов повлияло на облик современной Гааги, из которых хотелось бы выделить два: прежде всего концентрация институтов политической власти и обилие превосходных музеев – чего стоит один только Маурицхауз.
Итак, что же нас ожидает в этом втором по значимости городе Королевства?
Парламентский центр со стилизованной под мадридское барокко архитектурой внутреннего двора; могила Бенедикта Спинозы; гостиница «DesIndes», на втором этаже которой умерла от воспаления лёгких знаменитая русская балерина Анна Павлова; бывшая тюрьма, а нынче музей пыток; королевский дворец «Noordeinde»; величественное здание Международного Суда; район посольских особняков и район викторианских домов; и, как завершающий аккорд, посещение роскошного курортного места под Гаагой — Схевенинген на побережье Северного моря.